Безвтыковые поршни на Приору: сравниваем, выбираем, устанавливаем

Детали мотора для Приоры Ремонт
Детали мотора для Приоры
Вот эти детали для Приоры

Некоторые приороводы, увы, имеют печальный опыт: лопнувший ремень ГРМ приводит к масштабным разрушениям в двигателе автомобиля. Причина банальна – встреча клапанов с поршнями. Дело в том, что установленные изготовителем при сборке поршни имеют очень мелкие выборки под клапаны – циковки. А это и приводит к тому, что при встрече поршни выводят из строя клапаны.

Ремонт при таких поломках – вещь долговременная и дорогостоящая. Поэтому хозяева иногда, не дожидаясь капремонта двигателя, устанавливают на своих Ладах безвтыковые поршни от фирм СТИ и СТК из России, или поршни “Автрамат” украинских производителей.

Общая информация и устройство поршня

Поршень передает произведенную сгорающим топливом энергию коленвалу. При взрывоподобном расширении горячих продуктов сгорания поверхность поршня испытывает механические и тепловые нагрузки очень высокой интенсивности. Максимальное давление в двигателе Приора может достигать при этом 65-80 бар, что эквивалентно силе в несколько тонн.

Во время работы поршень периодически ускоряется до более 100 км/час и замедляется до нуля с частотой до 200 Гц при 6000 оборотах в минуту. При сгорании топливно-воздушной смеси температура в цилиндре достигает 1800-2600°С, что в несколько раз превышает температуру плавления материала, из которого изготовлен поршень. При этом происходит снижение прочности сплава, по телу поршня возникают термонапряжения из-за перепадов температуры, к которым добавляются напряжения от давления газов и инерции при ускорении-замедлении с высокой частотой.

Для того чтобы “выжить” в таких сложных условиях, поршень должен быть легким и устойчивым к износу, а высокая теплопроводность сплава призвана обеспечить быстрое охлаждение поршня при нагреве.

Автраматовские запчасти
Запчасти производства Автрамат

Внешние поверхности поршня должны быть сформированы так, чтобы ни при каких условиях не произошло заклинивание его в цилиндре, чтобы горячие газы не проникли при этом в картер. При разнице нагрева днища поршня и его юбки поршень имеет бочкообразную форму в холодном состоянии, что и позволяет удовлетворять этим требованиям.

Для компенсации деформаций юбки при работе поршня он изготовлен с “противоэллипсом”. Его большая ось перпендикулярна оси пальцевого отверстия.

Верхняя часть поршня – головка. Она включает в себя днище и канавки для установки уплотнительных колец. Для того чтобы головка смогла выдержать выпадающие на ее долю нагрузки, на нее наносят защитное покрытие.

Канавки под кольца выполняются под небольшим углом, обеспечивая расположение наружных кромок колец выше внутренних. Это предотвращает образование наклона поперечного сечения канавки вниз при работе в условиях высоких температурных нагрузок.

Для лучшего скольжения поверхность поршня обработана различными покрытиями. Для лучшей приработки наносят покрытия, которые со временем изнашиваются при обкатке (олово, фосфатирование). Они же снижают возникновение царапин при пуске холодного двигателя. Антифрикционные покрытия (никелирование, анодирование) остаются на все время эксплуатации, предотвращают растрескивание и эрозию поверхностей.

Юбка обрабатывается резцами для создания микрорельефа, что позволяет маслу лучше удерживаться на поверхности поршня, снижая трение.

Всем этим требованиям одинаково удовлетворяют поршни “Автрамат”, СТК и СТИ. Поршни СТК тяжелее остальных.

http://www.youtube.com/watch?v=pMp87h11dzI

Сравнительные характеристики

Деталь на автомобиле
Деталь на авто

СТИ(Тольятти)

Автрамат (Харьков)

СТК(Самара)

Выполнены методом горячего прессования Сплав, из которого изготовлен поршень, идентичен сплаву оригинальных приоровских поршней. Имеют в основном те же характеристики, что и “Автрамат”.
Низкая степень сжатия (18) и большая площадь камеры сгорания, за счет глубоких выборок под клапаны. По отзывам тех, кто уже устанавливал такие поршни на Приору, они значительно снижают КПД двигателя. Степень сжатия тоже не изменилась, благодаря чему при установке новых безвтыковых поршней автовладельцы не замечают разницы в мощности двигателя с оригинальными и “автраматовскими” поршнями. Более высокая масса, что приводит к снижению динамики разгона.
Сниженное содержание в сплаве кремния влияет на прочность поршня при температурных нагрузках, а никеля – уменьшает его ресурс. За счет увеличенных выборок под клапаны немного увеличена площадь камеры сгорания, что должно снижать КПД двигателя, но цифры отличаются незначительно: 53,2 см2 у оригинальных и 53,3 см2 для “Автрамата”. На практике это различие незаметно, что и отмечено приороводами.  
Сравнительно высокая стоимость. Заметный фактор в популярности – цена, которая в 3 раза ниже, чем у предыдущего производителя. Самая низкая стоимость.
Отмечены случаи обрыва ремня привода кулачкового вала на Приорах с поршнями СТИ. Украинское изделие имеет более глубокие циковки, что и дает ему преимущества перед “родными” поршнями с точки зрения безопасности при обрыве ремня ГРМ

Как поменять поршни своими руками?

Для того чтобы поменять поршни на Приора на безвтыковые, потребуется:набор ключей от 10 до 19 и нутромер.

Новая и б/у запчасть
Старая и новая запчасть
  1. Перед разборкой очистить от загрязнений двигатель. Отвернуть ключом на 13 болты крепления кронштейна правой опоры двигателя, снять кронштейн. Отвернуть болты крепления кронштейна генератора и передней опоры – ключ на 15. Снять кронштейн.
  2. Отсоединить трубопровод, ГБЦ, маховик, масляный фильтр. Демонтировать подводящую трубу помпы к блоку цилиндров. Дальнейшие работы производить удобнее на верстаке или стенде.
  3. Снять поддон картера, масляный насос с маслоприемником. Отвернуть болты держателя заднего сальника коленвала, ключ на 10. Держатель снять, поддевая отверткой за приливы на корпусе.
  4. Отвернуть поочередно винты крышек шатунов и вынуть шатуны с поршнями.
  5. Снять поршневые кольца. Стопорное кольцо поршневого пальца можно вынуть из проточки, поддев его шилом или отверткой. Если на стопорном кольце есть следы износа, его следует заменить.
  6. Оправкой 16-18 мм вытолкнуть поршневой палец, снять поршень с шатуна.

Если замена поршней производится на уже изрядно побегавшей Приоре, следует нутрометром провести измерения на расстоянии в 3, 10, 60 и 112 мм от верхней кромки цилиндра в продольном и поперечном направлениях двигателя. По разнице показаний между меркой на 3 мм и остальными определить степень износа цилиндров. Если износ небольшой и равномерный – до 0,05 мм, это можно скомпенсировать установкой поршня другого класса, с большим диаметром, чем бывший. Но при износе от 0,15 мм потребуется расточка цилиндров. Лучше совместить ее с заменой поршней на безвтыковые, чтобы потом не производить замену еще раз.

Сборка поршня и шатуна производится в обратной последовательности. Стрелка на днище поршня должна быть направлена в ту же сторону, что и метки на шатуне и его крышке.

После замены поршней и установки двигателя на место придется некоторое время на холостом ходу погонять двигатель для обкатки новых поршней. И, благодаря установке безвтыковых поршней на Приору фирм СТК, СТИ или “Автрамат”, даже при лопнувшем по недосмотру хозяина ремне ГРМ, горячая встреча клапанов с поршнями не состоится.

Поршни от какого производителя установлены на вашем авто?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Оцените статью
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я принимаю политику конфиденциальности.

  1. Евгений

    “Низкая степень сжатия (18)… ” -Это как? На заводских поршнях СЖ 11. Да и например СТИ 216.11 есть вытеснитель компенсирующий вырезы под клапана по характеристикам заявлено СЖ 10,6. Единственное что смущает в СТИ это рекомендуемый зазор 6 соток. На поршнях АВТРАМАТ отверстия под маслослив вообще отсутствуют, а по бокам поршня есть вырезы под слив масла. (Мож быть и нормально будет работать такая конструкция АВТРАМАТ, но только с наборными маслосъемными кольцами . Это мое мнение.)

    Ответить
Adblock
detector