- Как работает автомобильный предохранитель
- Блок предохранителей и реле: расшифровка
- Где находится блок предохранителей в Lada Priora
- Схема расположения предохранителей Лада Приора
- Блоки в салоне
- Основной блок с предохранителями и реле
- Реле в основном блоке
- Дополнительный блок в салоне
- Блоки под капотом
- Блок предохранителей
- Блок реле и предохранителей
- Вариант 1
- Вариант 2
- Процесс снятия и замены
- В салоне
- Под капотом
- Меры предосторожности
- Выводы
Как работает автомобильный предохранитель
Одним из самых простейших конструктивных элементов автомобиля является предохранитель, который состоит из двух основных частей — пластикового корпуса и плавкой вставки с контактами. Однако, несмотря на простоту конструкции, такие детали играет очень важную роль. Ведь они не только исключают вероятность выхода из строя электрооборудования, но еще и предотвращают возможность возникновения пожара. Именно благодаря предохранителям, при возникновении коротких замыканий в электрической цепи или при повышенной нагрузке, на проводах не плавится изоляция, а происходит перегорание плавкой вставки.
На Приоре используются устройства флажкового или штекерного типа. Внутри корпуса расположена пластиковая вставка, которая имеет определенный номинал по току. Корпус предохранителя имеет прозрачный вид, что делается специально, чтобы визуально определить пригодность изделия. Из корпуса выступают ножки — они же контакты, которые замыкают электрическую цепь.
Основным параметром предохранителей является величина силы тока. Соответствующее значение, на которое рассчитан элемент, а точнее, плавкая вставка, указывается на корпусе. Если обозначения нет, тогда следует ориентироваться на цвет корпуса. Корпус окрашивается в разные цвета неспроста, а для того, чтобы определить принадлежность определенного предохранителя к соответствующему номиналу по силе тока. Ниже представлено фото, где обозначены цвета и соответствующие им номиналы тока.
Используйте эту информацию, если самостоятельно затрудняетесь определить номинал предохранителя. Разобравшись с устройством и номиналом по цвету, следует рассмотреть принцип работы устройств.
В цепях разного электрооборудования устанавливаются предохранители, которые имеют определенный номинал по току. Электроприборы потребляют разный ток, и чтобы исключить вероятность ложного срабатывания, используются устройства с соответствующим номинальным показателем силы тока. Когда в цепи начинает протекать большой ток, происходит нагревание проводов, но первым делом греется плавкая вставка, которая в итоге прерывается, и тем самым разрывает цепь.
Отсутствие предохранителя привело бы в такой ситуации к оплавлению изоляции, и как следствие, замыканию плюсовых контактов на массу. Итог таких последствий плачевный для транспортного средства, в чем можно убедиться, взглянув на фото ниже.
Такие последствия возникают в случае, когда предохранители устанавливаются несоответствующего номинала или вовсе водители пренебрегают необходимостью использования таковых устройств, и в случае оплавления вставки предохранителя, решают эту проблему путем закорачивания цепи перемычками. Этого делать нельзя, так как итог таких необдуманных действий приводит в 100% случаев к печальным последствиям.
Предохранители не подлежат ремонту. Не нужно пытаться подпаивать плавкие вставки, вернув тем самым работоспособность изделий. Если устройство вышло из строя (точнее говорить сработало), то оно не пригодно к использованию, и подлежит замене. Причем важно устанавливать в цепь предохранители аналогичного номинала силы тока, так как пренебрежение этим правилом приведет к следующим последствиям:
- если предохранитель будет установлен меньшего номинала, чем необходимо, то он будет чаще срабатывать даже без видимых на то причин;
- если изделие будет установлено с повышенным номиналом, чем необходимо, то при повышенной нагрузке в цепи, плавкая вставка своевременно не сработает, и при этом оплавится изоляция. Итог и последствия плавления изоляции понимает каждый водитель.
Разобравшись с конструкцией предохранителей, их принципом работы и различиями по номиналу, переходим к рассмотрению устройств на автомобиле Лада Приора. Рассмотрим всевозможные варианты комплектации Приоры с указанием всех предохранителей и реле.
Блок предохранителей и реле: расшифровка
Приора оснащена тремя монтажными блоками, в двух из которых находятся как предохранители, так и реле. Первый из них расположился у левой ноги водителя, у приборной панели. Чтобы его раскрыть, надо перевернуть на 90 градусов три фиксатора.
Под капотом находится еще один блок. Его место – у расширительного бачка. Как и в случае со следующим, для снятия крышки нужна крестообразная отвертка. Последний дополнительный блок занимает место у центрального тоннеля со стороны переднего пассажира.
Предохранители обозначаются буквами F, а реле – К.
Где находится блок предохранителей в Lada Priora
В зависимости от комплектации предохранители могут отвечать за защиту разных потребителей.
Внимание! Звёздочкой помечен номинал предохранителей для автомобилей с комплектацией “Норма” с кондиционером и “Люкс”.
№ | Номинал
(А) |
Комплектация “Стандарт” и “Норма” | “Норма” с кондиционером и “Люкс” |
F1 | 25 | Электровентилятор системы охлаждения двигателей | Резерв |
F2 | 25 | Обогрев заднего стекла | Реле включения обогрева заднего стекла, ЭБУ электропакета (Блок комофрта) – Контакт 10, колодка XP2 блока. |
F3 | 10 | Дальний свет правой фары, сигнализатор включенного дальнего света на приборной панели | Лампа дальнего света в правой фаре, лампа на приборной панели о включении дальнего света, комбинация приборов |
F4 | 10 | Лампа дальнего света в левой фаре | |
F5 | 10 | Звуковой сигнал | |
F6 | 7.5 | Лампа ближнего света в левой фаре | |
F7 | 7.5 | Лампа ближнего света в правой фаре | |
F8 | 10 | ||
F9 | 25 | Предохранитель печки Lada Priora | Резерв |
F10 | 7.5/10* | Комбинация приборов – постоянное питание, лампы стоп-сигналов, освещение салона. | Комбинация приборов: контакт “20” – постоянное питание, лампы стоп-сигналов, освещение салона, блок освещения салона. |
F11 | 10/20* | Стеклоочиститель и омыватель лобового стекла | Стеклоочиститель и омыватель лобового и заднего стекла, блок управления подушками безопасности |
F12 | 20/10* | Питание от замка зажигания на панель приборов | Питание панели приборов от замка зажигания (Контакт “21”), ЭБУ электропакета (Колодка X2, контакт “9”), ЭБУ электромеханическим усилителем рулевого управления (Колодка X2, контакт “1”), датчик заднего хода, блок управления системой парковки (контакты “11” и “14”) |
F13 | 15 | Предохранитель прикуривателя Lada Priora | |
F14 | 5 | Габаритные лампы с левой стороны, подсветка номерного знака, освещение багажника | Габаритные лампы с левой стороны, индикация на панели приборов о включении гбаритного света, подсветка номерного знака, освещение багажника, блок управления электропакетом (Колодка X2, контакт “12”) |
F15 | 5 | Габаритные лампы с правой стороны | Габаритные лампы с правой стороны, освещение вещевого ящика |
F16 | 10 | Питание ABS от замка зажигания (контакт “18”) | |
F17 | 10 | Левая противотуманная фара | |
F18 | 10 | Правая противотуманная фара | |
F19 | 15 | Подогрев сидений | |
F20 | 5/10* | Блок управления иммобилайзером | Выключатель рециркуляции, выключатель автоматического управления освещением (включение габаритов и ближнего света), реле электровентилятора отопителя салона, блок управления стеклоочистителем и внешним освещением, ЭБУ управления климатической установкой, Датчик дождя |
F21 | 7.5/5* | Здание противотуманные фонари | Диагностическая колодка, Контроллер системы автоматического управления климатической установкой (контакт “14”) |
F22 | -/20* | Резерв | Электродвигатель очистителя лобового стекла |
F23 | -/7.5* | Резерв | Блок управления внешним освещением и стелоочистителями (контакт “20”) |
F24 | Резерв | ||
F25 | Резерв | ||
F26 | Резерв | ||
F27 | Резерв | ||
F28 | Резерв | ||
F29 | Резерв | ||
F30 | Резерв | ||
F31 | 30 | Блок управления электропакетом | ЭБУ электропакета (Колодка X1, Контакт “2” и “3”), модуль двери водителя, плафон освещения порога водительской двери |
F32 | Резерв |
Схема расположения предохранителей Лада Приора
ВАЗ 2170 в кузове седан, ставший флагманом семейства Приора, вышел с конвейеров в 2007 году. Вместо мотора на 6 клапанов впервые был установлен восьмиклапанный. В 2008 свет увидел его представитель в кузове хэтчбека, а уже через год, в 2009 – универсал. В 2010 г начался выпуск Приоры Купе, а в 2011 — переход от поколения 1 к поколению 2. Одним из главных последствий обновления стала установка на машину двигателя ВАЗ-21127 с 16 кл, появившегося под капотом в 2014. 2012 год стал важнейшим в истории семейства – модель заняла первую строчку среди наиболее продаваемых в России.
Схема расположения предохранителей и реле в Priora не очень зависит от поколения, но на нее оказывает влияние комплектация транспортного средства. Если в стандартной и “Норме” она одна, то в люксовой, как и “Норме” с кондиционером – другая. Связано это с наличием кондиционера.
№ предохранителя | Сила тока (ампер) | Защита электроцепи |
F1 | 25 | Электровентилятор радиатора системы охлаждения двигателя |
F2 | 25 | Обогрев заднего стекла |
F3 | 10 | Дальний правый свет |
F4 | 10 | Дальний левый свет |
F5 | 10 | Звуковой сигнал |
F6 | 7.5 | Ближние левые фонари |
F7 | 7.5 | Ближний правый свет |
F8 | 10 | Сигнал |
F9 | 25 | Отопление |
F10 | 7.5 | Комбинация приборов, освещение салона, стоп-сигнал |
F11 | 20 | Стеклоочиститель и обогрев задних стекол |
F12 | 10 | Вывод 15 приборов |
F13 | 15 | Прикуриватель |
F14 | 5 | Габаритное освещение слева |
F15 | 5 | Габаритное освещение справа |
F16 | 10 | Вывод 15 АБС |
F17 | 10 | Левый противотуманный свет |
F18 | 10 | Правый противотуманный свет |
F19 | 15 | Обогрев кресел |
F20 | 5 | Блок управления иммобилизатором |
F21 | 7.5 | Задний противотуманный свет |
F22-F30 | — | Резерв |
F31 | 30 | Блок управления электропакетом (блок комфорта) |
F32 | — | Резерв |
Перечень реле выглядит так:
Реле | «Норма» | «Норма» с кондиционером | «Люкс» |
К1 | Включение электровентилятора радиатора для охлаждения мотора | Резерв | Включение ближнего света и габаритных огней |
К2 | Обогрев заднего стекла | ||
К3 | Стартер | ||
К4 | Зажигание | ||
К5 | Резерв | ||
К6 | Омыватель и очиститель переднего стекла | ||
К7 | Дальний свет | ||
К8 | Звуковой сигнал | ||
К9 | Сигнал тревоги | ||
К10 | Резерв | Противотуманный свет | |
К11 | Резерв | Обогрев передних кресел | |
К12 | Резерв |
Блоки в салоне
Основной блок с предохранителями и реле
Основной или главный блок с предохранителями и реле расположен с водительской стороны в нижней части панели приборов.
Для доступа к блоку необходимо:
- Снять защитную крышку повернув три замка на 90% и убрав ее в сторону.
- При необходимости вывернуть винт крепления монтажного блока к панеле приборов.
Исполнение монтажных в салоне блоков может быть двух вариантов:
Вариант исполнения блока №1
Фото блока в салоне (вариант 1)
Схема Предохранителей и реле Лада Приора (вариант 1)
Вариант исполнения блока №2
Фото блока в салоне (вариант 2)
Схема Предохранителей и реле Лада Приора (вариант 2)
№ на схеме Номинал пред-ля Защищаемая цепь
F1 | 25 А | Вентилятор радиатора (сист-мы охлаждения двигателя) |
F2 | 25 А | Обогрев / подогрев заднего стекла, контроллер электропакета, контакт “10” колодки XP2 |
F3 | 10 А | Дальний свет – правая фара, индикатор включения дальнего света (на приборной панеле) |
F4 | 10 А | Дальний свет – правая фара |
F5 | 10 А | Сигнал (гудок, клаксон) |
F6 | 7.5 А | Ближний свет – левая фара |
F7 | 7.5 А | Ближний свет – правая фара |
F8 | 10 А | Сигнализация (штатная), противоугонная |
F9 | 25 А | Вентилятор печки (электродвигатель отопителя) |
F10 | 7.5 А | Стоп-сигналы, освещение внутри салона (плафоны), лампа освещения салона правой передней двери, дополнительный сигнал для тормоза |
F11 | 20 А | Дворники передние и задний (стеклоочистители лобового и заднего стекла), Омыватели лобового стекла, омыватель заднего стекла, модуль управления подушками безопасности |
F12 | 10 А | Клемма 15 приборов, блок управления электро усилителем руля, Огни заднего хода, модуль упр-ия системой парковки |
F13 | 15 А | Прикуриватель (передняя розетка, зарядка) |
F14 | 5 А | Габариты – левая фара, подсветка номера, освещение багажника |
F15 | 5 А | Габариты – правая фара, подсветка бардачка (вещевого ящика) |
F16 | 10 А | Тормозная система АБС (ABS), клемма 15 |
F17 | 10 А | Противотуманная фара – левая (для моделей комплектации “Норма”) |
F18 | 10 А | Противотуманная фара – правая (для моделей комплектации “Норма”) |
F19 | 15 А | Подогрев / обогрев передних сидений |
F20 | 10 А | Иммобилайзер, сист-ма автоматического упр-ия освещением, сист-ма автоматического управления климатической установкой (САУКУ), блок упр-ия дворниками и наружным освещением, датчик дождя, контакт 1, контакты 3, 11. |
F21 | 5 А | с 2007г.в.: Переключатель аварийной сигнализации (аварийка); Часы, контакты 30,16, 14 |
10 А | с 2013г.в.: Центральный замок, электро стеклоподъемники,указатели поворотов (поворотники), аварийная сигнализация (аварийка), сигнализация дальним светом, подогрев / обогрев сидений, подогрев заднего стекла; Разъем для диагностики, модуль упр-ия печкой | |
F22 | 20 А | с 2007г.в.: Автоматический режим дворников (стеклоочистителя) лобового стекла, реле повышенной скорости стеклоочистителя лобового стекла |
5 А | с 2013г.в.: панель упр-ия на двери водителя | |
F23 | 7.5 А | с 2007г.в.: Блок упр-ия стеклоочистителем и наружным освещением, контакт 20 |
5 А | с 2013г.в.: Дневные ходовые огни (ДХО) | |
F24 | 15 А | с 2013г.в.: Управление Подушками безопасности |
F25 | 20 А | с 2013г.в.: Стеклоочиститель (дворники) лобового стекла |
F26 | 5 А | с 2013г.в.: Задние противотуманные фары (задние птф) |
F27 | – | Пусто (резерв) |
F28 | – | Пусто (резерв) |
F29 | – | Пусто (резерв) |
F30 | – | Пусто (резерв) |
F31 | 30 А | Центральный блок кузовной электроники : блок водительской двери, лампа освещения порога передней левой двери, клемма 2 и 3 колодки Х1, контакт 6, контроллер электропакета, АБС |
F32 | 30 А | с 2013г.в.: Вентилятор печки (отопителя) |
Предохранитель печки находится под номерам F9 с силой тока в 25 Ампер (зачастую печку подключают напрямую, без участия пред-ля), рекомендуем ниже посмотреть видео на эту тему, а также проверить реле ответственные за вентилятор печки. Предохранитель прикуривателя находится под номером F13 с силой тока в 15 Ампер.
Для информации предохранителя отвечающего за открытие багажника (его замка) или кнопки багажника — нет. В случае неисправности стоит проверять проводку.
Реле в основном блоке
№ на схемеЗащищаемая цепь
K1 | Реле вентилятора радиатора (сист-ма охлаждения двигателя) – на моделях без кондиционера A/C; Модели Люкс Плюс – реле ближнего света фар и габаритов (сис-ма автоматич. упр-ия освещением; 5-1393304-8 TYCO) |
K2 | Реле обогрева / подогрева заднего стекла |
K3 | Реле Стартера |
K4 | Реле разгрузки выключателя стартера (реле зажигания) |
K5 | Пусто (резерв) |
K6 | С 2007г.в.: Реле дворников (стеклоочистителя) лобового стекла; С 2013г.в.: Пусто (резерв) |
K7 | Реле дальнего света фар |
K8 | Реле ближнего света фар |
K9 | С 2007г.в.: Реле сигнализации (штатной); С 2013г.в.: Реле автоматического управления наружным освещением (свет фар – дальний ближний, туманки (птф) передние и задние, регулировка угла наклона счета фар) |
K10 | Реле противотуманных фар (птф) |
K11 | С 2007г.в.: Реле обогрева / подогрева сидений водителя и пассажира ; С 2013г.в.: Реле задних противотуманных огней |
K12 | Комплектация Люкс Плюс: прерывистый и авто режимы стеклоочистителя (дворников) переднего стекла |
Дополнительный блок в салоне
Еще один блок предохранителей в салоне (дополнительный) — находится с правой стороны (стороны пассажира) в нижней части приборной панели. Предохранители и реле этого блока отвечают за систему впрыска топлива.
Для доступа необходимо:
- Снять бокову защитную стенку;
- Отсоединить колодку с проводами от ЭБУ (при необходимости);
- Для замены неисправного реле — открутите соответствующую гайку его крепления
Фото дополнительного блока
№ на схеме Номиналпред-ля Защищаемая цепь
F1 | 7.5 / 15 А | Цепи главного реле и блокировки стартера (цепь постоянного питания контроллера) |
F2 | 7.5 А | Электронный блок управления двигателем (ЭБУ) |
F3 | 15 А | Бензонасос (топливный насос) |
РЕЛЕ | ||
К1 | – | Главное реле |
К2 | Реле бензонасоса (топливного насоса) |
Предохранитель бензонасоса находится под номерам F3 с силой тока в 15 Ампер
Блоки под капотом
Блок предохранителей
Данный блок расположен рядом с аккумуляторной батарей.
Описание Вариант 1
F1 | 60А Силовая цепь генератора (соединение генератора с аккумуляторной батареей) |
F2 | 50А Цепь питания электро усилителя рулевого управления |
F3 | 60АСиловая цепь генератора (соединение генератора с аккумуляторной батареей) |
F4 | 30А Блок управления ABS |
F5 | 40А Блок управления ABS |
F6 | 30А Цепи системы управления двигателем |
Описание Вариант 2
F1 | 15А Цепь электромагнитной муфты компрессора кондиционера |
F2 | 40А Электродвигатель вентилятора отопителя |
F3 | Резерв |
F4 | 50А Элемент обогрева ветрового стекла |
F5 | 30А Электродвигатель основного вентилятора системы охлаждения |
F6 | 30А Электродвигатель дополнительного вентилятора системы охлаждения |
Блок реле и предохранителей
Находится рядом с блоком предохранителей и закрыт защитной крышкой.
Вариант 1
Назначения
- Предохранитель цепи питания электро вентилятора правого (30 А)
- Предохранитель цепи питания электро вентилятора левого (30 А)
- Реле электро вентилятора правого
- Реле дополнительное (последовательного включения электро вентиляторов левого и правого)
- Реле электро вентилятора левого
- Предохранитель цепи питания электро вентилятора отопителя (40 А)
- Предохранитель цепи питания компрессора (15 А)
- Реле электро вентилятора отопителя
- Реле компрессора
Вариант 2
Обозначение
- Максимальная скорость вентилятора отопителя
- Правый вентилятор
- Реле последовательного включения вентиляторов (низкая скорость)
- Левый вентилятор
- Предохранитель левого вентилятора (низкая скорость)
- Правый вентилятор
- Вентилятор отопителя
- Компрессор
- Вентилятор отопителя
- Реле компрессора
Процесс снятия и замены
Необходимый инструмент:
- большой и маленький пластмассовый пинцет (находятся в основном салонном монтажном блоке) или пассатижи с тонкими губками;
- отвертки — шлицевая, крестовая;
- гаечный ключ на 8 мм.
В салоне
Порядок действий следующий:
- Выполнить шаг 1 из предыдущего списка.
- Для основного блока:
-
- Повернуть на 90° три замка крепления декоративной накладки панели приборов.
- Потянуть накладку на себя и снять ее.
- Вытащить неисправный элемент с помощью пинцета или пассатижей.
- Установить новый.
-
- Для дополнительного блока:
- Снять правую панель облицовки тоннеля пола, расположенную около левой ноги переднего пассажира, вывернув крепежные винты крестовой отверткой.
- Отсоединить колодку с проводами от блока управления двигателем и отвести ее в сторону.
- Вытащить нужный предохранитель пинцетом. Для замены реле нужно окрутить ключом на 8 крепящую его гайку и вытащить элемент.
- Установить снятые детали на прежнее место.
Под капотом
Порядок действий следующий:
- Обездвижить автомобиль стояночным тормозом и выключить зажигание.
- Открыть капот.
- Снять крышку с нужного блока, поддев пластмассовые защелки отверткой с плоским жалом.
- Вытащить сломавшийся элемент с помощью пассатижей или пинцета. Большой пинцет — для извлечения реле, маленький — для предохранителей.
- Устранить неисправность, если это возможно.
- Установить новую деталь и проверить работу защищаемого узла.
- Установить снятые детали на место.
Меры предосторожности
Предохранители берут на себя все перепады напряжения, скачки, связанные с нарушением изоляции, и прочие причины поломки. Особенностью предохранителей является то, что они плавятся после случившейся поломки. В этом есть свое достоинство и недостаток. Достоинство заключается в том, что водитель Приоры может сразу увидеть причину поломки и, зная назначение каждого предохранителя, искать причину в определенном месте. Однако это одновременно является недостатком – перегоревший предохранитель придется выкинуть и купить новый. Перед тем как проверять предохранители, менять их, а также искать и устранять причину поломки, необходимо отсоединить клемму аккумулятора с пометкой «-».
Если этого не сделать, то дальнейшие действия станут причиной короткого замыкания, а также могут быть опасны для жизни.
Не менее важным является знание силы тока, проходящей через каждый из предохранителей, поскольку несоответствие пропускной способности и силы тока в цепи повлечет за собой сгорание проводки. Нельзя забывать и то, что каждый предохранитель на Ладе Приора отвечает за свою часть электропроводки в авто, поэтому перед началом работ по замене не помешает ознакомиться со схемой их расположения. Данную схему можно найти в руководстве к машине.
Крайне важно, перед тем как заменить предохранитель, устранить неисправность в электрике автомобиля. Иначе при включении зажигания возможно повторное сгорание уже нового предохранителя. Назначение блоков стоит более подробно рассмотреть каждый блок предохранителей, чтобы знать, где искать причину неисправности. Начать нужно с главного и самого большого, по количеству предохранителей, блока, расположенного у водительского места. В данном блоке находится 32 предохранителя с силой тока, варьирующейся от 5 до 30 А. Отвечают они за следующие приборы:
- обогрев стекла;
- обогрев сидений;
- габариты;
- стоп-сигнал;
- печка;
- приборная доска;
- освещение салона;
- стеклоочиститель;
- ближний и дальний свет.
Выводы
У Приоры три монтажных блока с схемами расположения предохранителей и реле – основной и два дополнительных. Если схемы неизменны, то у основной она меняется в зависимости от того, речь идёт о стандартных или люксовых комплектациях. Знание расположения тех или иных элементов, их обозначений и номеров позволяет ускорить диагностику и решение проблем. Особенно, с учетом того, что некоторые важные реле разведены по разным блокам – как, например, бензонасоса и стартера.
- https://priora-expert.ru/predohraniteli-i-rele-na-priore
- https://rus-avtomir.ru/remont/rele-lada-priora
- https://DiagCars.ru/41-predohraniteli-i-rele-lada-priora.html
- https://avtofusebox.com/lada-priora-predohraniteli-i-rele/
- https://vsepredohraniteli.ru/lada/priora.html
- https://AvtoMonitor.ru/predohraniteli-vaz-lada-priora.html
- https://1ladapriora.ru/raznoe/predohraniteli-lada-priora-i-rele-s-opisaniem-naznacheniya-i-shemami-blokov.html