Как проверить вакуумный усилитель тормозов – основные неисправности, признаки поломки, тестирование работоспособности на автомобиле

Содержание
  1. Устройство вакуумного усилителя тормозов
  2. По каким признакам определить неисправность ВУТ
  3. Как проверить работоспособности вакуумного усилителя тормозов
  4. Вакуумный усилитель тормозов: как проверить и заменить?
  5. Характеристика
  6. О неисправностях
  7. Как проверить вакуумный усилитель тормозов?
  8. Что, если вовремя не заменить?
  9. Инструменты для замены
  10. Приступаем к работе
  11. Проверка вакуумного усилителя: все способы
  12. Первый способ
  13. Второй способ
  14. Третий способ
  15. Четвёртый способ
  16. Причины неисправности ВУТ
  17. Распространённые поломки ВУТ ВАЗ 2106 и их признаки
  18. Поломки
  19. Признаки неисправного ВУТ
  20. Провалы или затруднённый ход педали тормоза
  21. Самопроизвольное торможение автомобиля
  22. Шипение
  23. Видео: шипение ВУТ
  24. Снижение оборотов двигателя
  25. Видео: почему глохнет двигатель при торможении
  26. Для чего нужен данный элемент
  27. Для чего следить за работой усилителя
  28. Возможные неисправности
  29. Как проверить исправность элемента своими руками
  30. Ремонт вакуумного усилителя
  31. Маленькое заключение
  32. Проверка вакуумного усилителя тормозов ВАЗ 2114, его замена в домашних условиях
  33. Проверка вакуумного усилителя ВАЗ 2114 своими руками
  34. Визуально осмотреть вакуумный усилитель тормозов ВАЗ 2114
  35. Ремонт или замена
  36. Замена ВУТ на ВАЗ 2106
  37. Видео: замена ВУТ
  38. Ремонт «вакуумника» ВАЗ 2106
  39. Как проверить работоспособность ВУТ
  40. Проверка усилителя на герметичность
  41. Проверка обратного клапана
  42. Что делать с неисправным устройством
  43. Регулировка и ремонт
  44. Ремонт и замена
  45. Регулировка свободного хода педали тормоза и выступания штока усилителя
  46. Будущее уже здесь
  47. Ошибка p1479
  48. Советы по ремонту вакуумных шлангов
  49. Мой двигатель пропускает зажигание, когда я нажимаю на педаль тормоза
  50. Что делать с неисправным устройством?
  51. Роль вакуумного усилителя в тормозной системе
  52. Почему ВУТ выходит из строя?

Устройство вакуумного усилителя тормозов

Вакуумный усилитель тормозов  предназначен для повышения удобства использования системы торможения. Автомобиль без ВУТ тормозил бы очень тяжело –  усилие, передаваемое на педаль, в этом случае было весьма существенным, что отражалось бы на безопасности вождения в худшую сторону.

Расположен ВУТ, как правило, прямо за моторным щитом. Конструктивно этот элемент выполнен в виде неразборного металлического блока, соединенного с главным тормозным цилиндром и бачком тормозной жидкости.

В состав вакуумника входят следующие элементы:

  • Корпус.
  • Разделительная мембрана (производится из гибкого материала).
  • Обратный клапан.
  • Толкатель педали тормоза.
  • Шток гидроцилиндра.
  • Пружина возвратного действия.
  • Следящий клапан.

Принципа работы вакуумника основан на разнице атмосферного давления, вследствие чего создается разрежение, обеспечивающее формирование давление (а вместе с тем и передаваемое усилие) в тормозной системе.

Внутри ВУТ расположена диафрагма в виде перегородки. Каждая из разделяемых диафрагмой камер (полостей) герметична. Притом камеры равны друг другу по объему.

Одна из камер свободно сообщается с атмосферой (она так и называется – атмосферная часть), вторая связана со шлангом, ведущим из выпускной трубы двигателя. С этой стороны формируется пониженное, по сравнению с атмосферным, давление. Эта полость называется вакуумной, она расположена со стороны ГТЦ.

Атмосферная камера, находящаяся ближе с тормозной педали, содержит клапан обратного действия. Он призван препятствовать снижению давления во впускном коллекторе мотора. Благодаря этому, топливо не может попадать в механизм ВУТ.

Величина разрежения в этой полости контролируется следящим клапаном. Вакуумная же камера благодаря клапану обратного действия поддерживает давление на одном уровне. Иными словами, мембрана испытывает одинаковые значения давления со стороны обеих камер. Передвижение следящего клапана осуществляется через толкатель, который связан с тормозной педалью. Назначение пружины – обеспечение возврата диафрагмы в обычное состояние после прекращения торможения.

В некоторых ситуациях, когда автомобиль оснащается механизмом экстренного торможения, шток оборудуется специализированным электромагнитным приводом.

Как вы можете видеть, конструкция вакуумника не так сложна – в ряде случаев устранение некоторых неисправностей ВУТ может быть выполнено своими силами.

По каким признакам определить неисправность ВУТ

Во процессе эксплуатации транспортного средства, в котором установлен вакуумный тормозной усилитель, не следует оставлять без внимания герметичность самой конструкции усилителя и шлангов, ведущих к нему. Вот некоторые признаки неисправности, которые помогут водителю всегда держать ситуацию под контролем:

  • у водителя появилась потребность прикладывать больше усилий при торможении, чтобы достичь прежней эффективности;
  • сокращение величины хода тормозной педали;
  • автомобиль продолжает тормозить даже после того, как педаль тормоза приведена в исходное положение;
  • наблюдается «подсос» в вакуумном шланге, а потому присутствует неровность в оборотах силового агрегата;
  • при торможении слышатся посторонние звуки по типу шипения;
  • ВУТ полностью «отказывается» работать;
  • увеличивается расход горючего при эксплуатации автомобиля в обычном режиме;
  • автомобиль вдруг начинает «подтраивать»;
  • не срабатывают свечи.

Вакуумный усилитель
ВУТ

Иногда неисправность вакуумного усилителя тормозов может проявляться несколько иначе, но если вы почувствуете один из упомянутых признаков, то это становится поводом для проверки тормозной системы.

Как проверить работоспособности вакуумного усилителя тормозов


Чтобы остановить мчащийся автомобиль, нужны тормоза, а для приведения их в действие требуется достаточно большое усилие. Поэтому в конструкции современных транспортных средств есть устройство, которое называется вакуумным усилителем тормозов. Прежде всего от работы этого устройства зависит плавность хода педали тормоза. Чем лучше работает усилитель, тем меньше будет усилие, с которым водитель выжимает педаль. В России, а ещё раньше в СССР, до появления грузового автомобиля ГАЗ-53 многие водители не знали, что такое торможение без постоянной «подкачки» системы равномерными движениями педали и какого усилия стоило выжать педаль «в пол» в экстренной ситуации. Таким образом, благодаря одному простому изобретению мы избавились от серьёзных неудобств.

Вакуумный усилитель тормозов: как проверить и заменить?

Еще полвека назад автомобили имели механический привод тормозов. Чтобы снизить скорость, водителям приходилось существенно давить на педаль.

Но с развитием технологий на машины начали ставиться вакуумные усилители тормозов. Сейчас же они применяются в обязательном порядке.

Что это за элемент, какие у него встречаются неисправности и как выполнить замену? Все это мы рассмотрим в нашей сегодняшней статье.

Характеристика

Итак, что это за механизм? Вакуумный усилитель – это деталь, что применяется в тормозной системе автомобиля. Главная ее задача – обеспечить дополнительное усилие на педаль тормоза при нажатии последней. Таким образом, увеличивается эффективность работы системы и уменьшается усталость водителя.

Как проверить вакуумный усилитель тормозов? Делаем все своими силами

Если говорить о конструкции, данный элемент состоит из корпуса, толкателя, диафрагмы, стелящего клапана, штока поршня ГТЦ и возвратной пружины.

Алгоритм действия механизма основывается на разности давлений в атмосферной и вакуумной камере. Современные усилители способны увеличить энергию нажатия на педаль в четыре-пять раз. Есть и более мощные модели.

Но в их конструкции стоит отметить большее число камер и диаметр диафрагмы.

О неисправностях

Главный фактор неисправности «вакуумника» – это неспособность создания вакуума в камере. Он может вырабатываться не полностью или вовсе отсутствовать в системе. зачастую источником проблемы является потеря герметичности шланга, который соединяет двигатель с усилителем.

Как проверить вакуумный усилитель тормозов? Делаем все своими силами

Но также поломки возможны из-за потери эластичности клапана или же повреждения рабочей поверхности диафрагмы. В любом случае перед заменой вакуумного усилителя тормозов, его нужно проверить. Сделать это можно самостоятельно.

Как проверить вакуумный усилитель тормозов?

  1. Сделать это можно несколькими способами. Так, необходимо запустить мотор и спустя минимум 10 секунд его работы заглушить. Далее следует нажать на педаль тормоза. На выключенном двигателе она выжмется в полной мере, до упора.
  2. Так как в системе есть оставшийся вакуум, он притянет диафрагму и увеличит усилие. При втором и третьем нажатии уже придется прикладывать больше усилий. Ход педали станет меньше.
  3. Но если она твердая уже на первом нажатии, значит, клапан вакуумного усилителя тормозов не справляется со своей работой. Дополнительное усилие в системе не реализуется.

После выполненных операций можно проделать еще одну. Мотор должен быть выключен. Далее нажимаем на педаль тормоза. Если этот способ делается первым, нужно несколько раз нажать на педаль. Нам важно полностью освободить систему от вакуума. Затем с нажатой педалью тормоза запускаем двигатель.

В первые секунды работы мотора вы почувствуете, как педаль плавно начнет выжиматься в пол, с гораздо меньшим усилием. Если же она осталась на прежнем месте либо опустилась лишь слегка, можно констатировать неисправность вакуумного усилителя тормозов. При исправном механизме, в вакуумной камере будет образовываться разряжение.

Мембрана будет давить на шток, а последний потянет за собой толкатель, что соединен с педалью.

Что, если вовремя не заменить?

  1. Очень часто при поломках усилителя, в систему начинает попадать воздух. Как правило, это случается из-за неисправности контрольного клапана. В результате давление в контуре падает. Педаль становится излишне мягкой.
  2. Часто водители думают, что система просто завоздушилась и прокачивают тормоза. Но уже после первой поездки, педаль снова становится мягкой. Также увеличивается время срабатывания системы.

На дороге это может привести к аварийным ситуациям.

Как проверить вакуумный усилитель тормозов? Делаем все своими силами

В самом худшем случае клапан полностью выходит из строя. Из-за этого система вовсе не способна работать. В таком случае выезжать на дорогу крайне опасно. Поэтому при любых признаках стоит внимательно осмотреть систему и заменить неисправный элемент.

Инструменты для замены

Чтобы поменять вакуумный усилитель тормозов самостоятельно, необходимо подготовить следующий набор инструментов:

  • Рожковый ключ на 17.
  • Плоскогубцы.
  • Щетка по металлу и универсальная смазка «жидкий ключ».
  • Крестообразную и плоскую отвертку.
  • Головку на 13 с трещоткой.

Рассмотрим, как поменять вакуумный усилитель тормозов на примере ВАЗ-2109.

Приступаем к работе

Работы нужно проводить в светлое время либо в гараже с хорошим освещением. Итак, ставим машину на передачу и поднимаем капот. Усилитель находится с левой, водительской стороны и прикручен к моторной перегородке.

На первом этапе нам нужно отсоединить хомут резиновой трубки, что подведена к корпусу. Это можно сделать плоской либо крестообразной отверткой. На следующем этапе снимаем фишку датчика уровня тормозной жидкости. после отодвигаем водительское кресло максимально назад.

Обратите внимание

Это нужно для того, чтобы удобно выполнять работы под рулевой колонкой. Итак, опускаемая в педальный узел. Здесь может быть темно, поэтому переносная лампа не будет лишней. Далее при помощи пассатижей снимаем стопор с втулки, что соединяет педаль с тягой вакуумника.

Сам разъем тяги определить несложно. Он являет собой П-образную пластину с несколькими отверстиями.

Как проверить вакуумный усилитель тормозов? Делаем все своими силами

Далее снимаем тягу и опускаем ее на пол. Возвращаемся под капот, к усилителю. Чтобы его снять, потребуется предварительно демонтировать главный тормозной цилиндр. Он демонтируется вместе с железными трубками. Ни в коем случае не откручивайте их отдельно. Иначе в систему попадет воздух, часть жидкости выльется и придется ее заливать с последующей прокачкой всех четырех тормозных механизмов.

Как проверить вакуумный усилитель тормозов? Делаем все своими силами

Затем зачищаем щеткой по металлу резьбовое соединение на втулках главного цилиндра. При необходимости, можно применить смазку типа «жидкий ключ». обратите внимание: откручивать гайки нужно аккуратно, не повредив резьбу.

Если гайка «не идет», закрутите ее на один оборот, а далее выкрутите обратно. Это должно помочь. Также вместе с гайками снимаем шайбы, находящиеся в сжатом состоянии. Если они прикипели и трудно вынимаются, воспользуйтесь плоской отверткой.

Пройдясь слегка по корпусу цилиндра, можно достать эти шайбы наружу.

Проверка вакуумного усилителя: все способы

Известно несколько эффективных способов, как проверять ВУТ. Процедуры несложные, можно справиться самостоятельно, ничего с машины демонтировать не нужно.

Первый способ

Самый простой вариант:

  • запустить мотор, дать поработать ему около 10 минут;
  • заглушить двигатель;
  • выжать тормоз полностью, создав вакуум в усилителе;
  • отпустить педаль, заново выжать.

Уменьшение, утяжеление хода педали при повторном нажатии укажет на проблемы в работе вакуумника. Напротив, если второе нажатие происходит без каких-либо отличий от первого, можно судить об исправности ВУТ и успешном разряжении.

Второй способ

На этот раз во время диагностики следует выжать педаль уже несколько раз — 6 или 8. В последний раз нажать до предела и завести мотор. Если с системой вакуума всё хорошо, педаль должна опуститься ещё ниже — почти наполовину. Если она не сдвинулась, есть проблемы с клапаном.

Третий способ

Так проверяется герметичность корпуса. Надо завести ДВС, выжать тормоз до упора и заглушить мотор. Если педаль начнёт давить на ногу, пытаясь вернуться в исходное положение, это укажет на неисправность. При утечке воздуха в усилителе давление внутри камеры возрастает.

Четвёртый способ

Вот что ещё можно сделать:

  • отсоединить шланг от впускного коллектора;
  • штуцер заглушить резиновой пробкой — можно трубку не снимать, а просто пережать рукой;
  • завести мотор, дать ему поработать минут 10;
  • выжать тормоз.

Если обороты ДВС изменятся — повысятся или понизятся — усилитель травит воздух, нужно ремонтировать. В первую очередь следует проверить пережатый шланг — может, на нём трещины. При тесте лучше его снимать, а штуцер надёжно закрывать.

Повреждение вакуумника требует срочного устранения. Если нужно демонтировать устройство, будьте внимательны — не повредите трубку, соединяющую усилитель с коллектором!

Причины неисправности ВУТ

Вакуумный усилитель, как и любое другое устройство имеет свой рабочий ресурс. Но существуют некоторые причины, по которым ВУТ может выйти из строя гораздо раньше. Вот они:

  • вакуумным шлангом утрачена герметичность;
  • диафрагма неисправна;
  • клапана утратили свои свойства;
  • в камерах нарушена герметичность;
  • пружина возврата вышла из строя.

Хотя важно сказать, что с технологической точки зрения устройство вакуумного усилителя тормозов отработано давно. Благодаря этому многие автовладельцы практически не сталкиваются с проблемами его неисправностей.

Но, из-за важности эксплуатации надежной системы тормозов, необходимо регулярно проверять ее на корректность работы, особенно, если вам предстоит дальняя поездка.

Распространённые поломки ВУТ ВАЗ 2106 и их признаки

Поскольку усилитель тормозов вакуумного типа имеет простую механическую конструкцию, ломается он довольно редко. Но когда это происходит, с ремонтом лучше не затягивать, так как движение с неисправной тормозной системой небезопасно.

Поломки

Чаще всего «вакуумник» приходит в негодность вследствие:

  • нарушения герметичности шланга, соединяющего впускную трубу коллектора и ВУТ;
  • пропускания обратного клапана;
  • разрыва манжеты диафрагмы;
  • неправильной регулировки выступания штока.

Признаки неисправного ВУТ

Симптомами того, что усилитель сломался, могут быть:

  • провалы или слишком тугой ход тормозной педали;
  • самостоятельное торможение автомобиля;
  • шипение со стороны корпуса усилителя;
  • снижение оборотов двигателя при торможении.

Провалы или затруднённый ход педали тормоза

Тормозная педаль при заглушённом двигателе и рабочем усилителе должна выжиматься с большим усилием, а после 5–7 нажатий останавливаться в верхнем положении. Это свидетельствует о том, что ВУТ полностью герметичен и все клапана, а также диафрагма находятся в рабочем состоянии. При запуске двигателя и нажатии на педаль она должна смещаться вниз с небольшим усилием. Если же при неработающем силовом агрегате она проваливается, а при работающем не выжимается — усилитель негерметичен, а, следовательно, неисправен.

Самопроизвольное торможение автомобиля

При разгерметизации ВУТ может наблюдаться произвольное торможение машины. Педаль тормоза при этом находится в верхнем положении и выжимается с большим усилием. Подобные симптомы возникают и при неправильно отрегулированном выступании штока. Получается так, что из-за большей длины он постоянно давит на поршень главного тормозного цилиндра, вызывая произвольное торможение.

Шипение

Шипящий «вакуумник» является свидетельством разрыва манжеты диафрагмы или неисправности обратного клапана. В случае образования в резиновой манжете трещины или отслоения её от пластикового основания воздух из атмосферной камеры просачивается в вакуумную. Это и вызывает характерный шипящий звук. Эффективность торможения при этом резко снижается, а педаль проваливается вниз.

Разорванная манжета
При повреждении манжеты герметичность камер нарушается

Шипение возникает и при образовании трещин в шланге, соединяющем усилитель с приёмной трубой коллектора, а также при выходе из строя обратного клапана, который функционально призван поддерживать разрежение в вакуумной камере.

Видео: шипение ВУТ

Снижение оборотов двигателя

Неисправность вакуумного усилителя, а именно его разгерметизация, влияет не только на эффективность работы тормозной системы, но и на работу силовой установки. Если в системе имеет место подсос воздуха (через шланг, обратный клапан или диафрагму), он будет поступать во впускной коллектор, обедняя топливно-воздушную смесь. В результате этого во время нажатия на педаль тормоза двигатель может резко терять обороты и даже глохнуть.

Видео: почему глохнет двигатель при торможении

Для чего нужен данный элемент

Прежде чем задаться вопросом о том, как отремонтировать вакуумный усилитель тормозов, следует задуматься о том, что же данный элемент представляет собой вообще. На первых автомобилях такой конструкции не было, в силу чего, после внушительного разгона, машины не могли быстро остановиться.

Добиться такого большого усилия от тормозных колодок тогда было просто невозможно. Основная проблема состояла в том, что усилие напрямую передавалось от педали, которая, при своей небольшой площади, не могла обеспечить должных показателей для остановки тяжеловесного транспортного средства.

Как результат, инженеры создали специальный усилитель, с помощью которого система торможения стала работать намного более эффективно.

Как проверить вакуумный усилитель тормозов? Делаем все своими силами

Чтобы понять, можно ли отремонтировать вакуумный усилитель тормозов, следует подумать о том, из чего такой элемент состоит вообще. Из основных комплектующих тут стоит подчеркнуть наличие:

  • корпуса;
  • возвратной пружины;
  • диафрагмы;
  • толкателя;
  • следящего клапана;
  • штока поршня.

Как проверить вакуумный усилитель тормозов? Делаем все своими силами

Для чего следить за работой усилителя

Если вы хотите узнать, для чего проводить регулярную диагностику вакуумного усилителя тормозов, то следует сказать, что поломка подобной системы не приведет к немедленному выходу из строя транспортного средства.

В то же время, неполадки отрицательно повлияют на функционирования педали тормоза, в силу чего езда на автомобиле станет некомфортной и небезопасной.

Проверить работоспособность достаточно легко, это не отнимет у вас много времени. Даже новички смогут определить, что случилась определенная неполадка. Основной симптом состоит в том, что для работы с тормозом придется прикладывать дополнительные усилия. Кроме того, стоит отметить, что при неработающем вакуумном усилителе силовой агрегат может перестать функционировать.

Как проверить вакуумный усилитель тормозов? Делаем все своими силами

Возможные неисправности

Как правило, поломка узла возникает в результате:

  • обрыва шланга, что подсоединяется к усилителю, а также наличия трещин на элементе;
  • поломки пружины;
  • разрыва диафрагмы.

В первом случае вы можете услышать шипение.

Диагностика герметичности системы – обязательный пункт проверки возможных неисправностей вакуумного усилителя тормозов. Разрыв диафрагмы проявляются в том, что клапан начнет травить воздух.

Как проверить вакуумный усилитель тормозов? Делаем все своими силами

Как проверить исправность элемента своими руками

  1. Чтобы более точно убедиться в поломке элемента, следует провести точную диагностику. Если случилась разгерметизация системы, то, как правило, топливно-воздушная смесь станет обедненной, что скажется на функционировании силового агрегата.
  2. Одним из способов проверки работоспособности системы является совершение 5-6 нажатий педали при заглушенном моторе.
  3. Затем отжимаем тормоз до упора, задерживаем ногу на пару секунд в таком положении. После этого заводим мотор. Если педаль без усилия продавливается к самому дну, то усилитель функционирует в нормальном режиме. В обратном случае, скорее всего, есть определенная неисправность (как правило, поломка кроется в нарушении герметичности или неисправном клапане).

Как проверить вакуумный усилитель тормозов? Делаем все своими силами

Также стоит заняться визуальным осмотром системы. Наличие различных подтеков – явный признак того, что вам придется заняться ремонтом.

Ремонт вакуумного усилителя

Стоит отметить, что процесс ремонта вакуумного усилителя – задача достаточно простая, так что выполнить все можно и самостоятельно.

В то же время, если вы не уверены в своих способностях, обратитесь за помощью к профессионалам. В любом случае, важнее всего тщательно почитать инструкцию о работе устройства на конкретной модели авто.

С другой стороны, сам процесс на разных транспортных средствах достаточно сильно похож, так что особых проблем возникнуть не должно.

Как проверить вакуумный усилитель тормозов? Делаем все своими силами

Из инструментов ничего сверх особенного не нужно, достаточно будет стандартного набора приспособлений. Далее приступаем к поэтапному ремонту:

  • читаем инструкцию по ремонту и эксплуатации транспортного средства, определяем ключевые нюансы;
  • тяга привода отключается от тормозной педали, что находится неподалеку от рулевого вала;
  • проводим демонтаж главного тормозного цилиндра, который находится в подкапотном пространстве;
  • выполняем ремонтные работы, исходя из типа поломки. При необходимости, заменяем неисправный элемент.

Как проверить вакуумный усилитель тормозов? Делаем все своими силами

Маленькое заключение

Итак, мы обсудили основные неисправности вакуумного усилителя тормозов. Данный элемент является незаменимым прибором для корректной работы системы. Таким образом, следите за основными признаками вакуумного усилителя, при необходимости, проводите дополнительную диагностику.

Как проверить вакуумный усилитель тормозов? Делаем все своими силами

Проверка вакуумного усилителя тормозов ВАЗ 2114, его замена в домашних условиях

Как проверить вакуумный усилитель тормозов? Делаем все своими силами

ВУТ, безусловно, очень важный механизм тормозной системы автомобиля. Его неисправность может стать источником опасности, поэтому требуется периодическая проверка работоспособности.

Далее речь пойдет о показателях неисправности вакуумного усилителя тормозов на автомобилях ВАЗ 2114, алгоритме его замены своими руками.

Проверка вакуумного усилителя ВАЗ 2114 своими руками

Чтоб диагностировать какие-либо неполадки ВУТ, достаточно присмотреться к работе педали тормоза. Если в один момент потребовалось прикладывать больше усилий, чтоб ТС стало затормаживать, можно судить о плохо работающем вакуумном усилителе тормозов. Для проверки сделать следующее:

  1. Остановить машину, заглушить мотор.
  2. Неоднократно нажимать на педаль тормоза, затем остановить ее на середине хода.
  3. Не убирая ногу с педали, завести автомобиль.

При исправном ВУТ педаль тормоза провалится вниз, если этого не произойдет – тормозная система не в порядке.

Визуально осмотреть вакуумный усилитель тормозов ВАЗ 2114

  1. Проверить, герметично ли соединение патрубка и обратного клапана.
  2. Убедиться в целостности фланца.
  3. Осмотреть изгибы патрубков. Потребуется их замена, если будут обнаружены трещины или мокрые следы.
  4. Если поврежден уплотнитель хвостовика, расположенный под рулевой колонкой, ТС будет самовольно притормаживать.
  5. Чтоб удостовериться, что причина неполадки тормозной системы в этом, нужно достать коврик и внимательно осмотреть защитный колпачок.Когда он присасывается, уплотнитель хвостовика неисправен.
  6. Демонтировать колпачок, завести двигатель. Покачать несколько раз хвостовик клапана. Если при этом издается шипение, поломка явно имеет место быть.

Если имеется хотя бы какой-то из перечисленных признаков, требуется замена ВУТ ВАЗ 2114.

Ремонт или замена

Обнаружив неисправность вакуумного усилителя тормозов, вы можете пойти двумя путями: заменить его новым или попытаться отремонтировать. Здесь следует отметить, что новый ВУТ без главного тормозного цилиндра обойдётся примерно в 2000–2500 рублей. Если у вас нет желания тратить столько денег, и вы настроены на самостоятельный ремонт узла, приобретите для старого «вакуумника» ремонтный комплект. Он стоит не дороже 500 рублей и включает те детали, которые чаще всего выходят из строя: манжету, колпачок хвостовика, резиновые прокладки, фланцы клапанов и т.п. Сам по себе ремонт усилителя процесс не слишком сложный, но времязатратный. Он предусматривает снятие устройства с автомобиля, разборку, дефектовку, замену неисправных элементов, а также регулировку.

Ремкомплект вакуумного усилителя
В комплект входят все детали, которые подвергаются постоянным нагрузкам

Менять вакуумный усилитель или ремонтировать, выбирать вам. Мы же рассмотрим оба процесса, и начнём с замены.

Замена ВУТ на ВАЗ 2106

Необходимые инструменты:

  • тонкая шлицевая отвёртка;
  • накидной ключ на «13»;
  • торцевой ключ на «13».

Порядок работ:

  1. Размещаем автомобиль на ровной поверхности, включаем передачу.
  2. В салоне отгибаем ковролин под кронштейном педалей. Находим там место соединения педали тормоза и толкатель усилителя.
  3. При помощи шлицевой отвёртки снимаем пружинный фиксатор со штифта крепления педали и хвостовика толкателя.Фиксатор штифта хвостовика
    Фиксатор без проблем снимается при помощи отвертки
  4. Используя ключ на «13», отворачиваем четыре гайки, удерживающие корпус усилителя.Шпильки крепления ВУТ
    Гайки на шпильках откручиваются ключом на «13»
  5. Поднимаем капот. Находим в моторном отсеке ВУТ.
  6. Торцевым ключом на «13» откручиваем две гайки на шпильках крепления главного тормозного цилиндра.
  7. Потянув главный цилиндр вперёд, снимаем его с корпуса усилителя. Трубки от него откручивать не нужно. Просто аккуратно отводим его в сторону и кладём на любую деталь кузова или двигателя.Снятие главного тормозного цилиндра
    ГТЦ крепится к корпусу усилителя двумя гайками
  8. При помощи тонкой шлицевой отвёртки извлекаем обратный клапан из резинового фланца в корпусе «вакуумника».Отсоединение обратного клапана
    Для отсоединения клапана можно воспользоваться шлицевой отверткой
  9. Снимаем ВУТ с автомобиля.
  10. Устанавливаем новый усилитель и производим сборку в обратном порядке.

После замены устройства не спешите устанавливать главный тормозной цилиндр, так как перед этим необходимо произвести проверку и при необходимости регулировку выступания штока, о чём мы поговорим после рассмотрения процесса ремонта ВУТ.

Видео: замена ВУТ

Ремонт «вакуумника» ВАЗ 2106

Инструменты:

  • тиски;
  • шлицевая отвёртка;
  • небольшой молоток;
  • пассатижи.

Алгоритм действий:

  1. Закрепляем вакуумный усилитель в тисках любым удобным образом, но только так, чтобы не повредить его.
  2. При помощи шлицевой отвёртки и пассатижей производим развальцовку половин корпуса устройства.Разборка корпуса ВУТ
    Стрелками указаны места завальцовки
  3. Не рассоединяя половинок корпуса, накручиваем на шпильки крепления главного цилиндра гайки. Это необходимо для того, чтобы обезопасить себя при разборке устройства. Внутри корпуса установлена очень мощная возвратная пружина. Расправившись, она может вылететь при разборке.
  4. Когда гайки будут накручены, аккуратно при помощи отвёртки рассоединяем корпус.
  5. Откручиваем гайки на шпильках.
  6. Извлекаем пружину.
  7. Производим осмотр рабочих элементов усилителя. Нас интересует манжета, чехлы шпилек, защитный колпачок корпуса следящего клапана, а также фланец обратного клапана.Разобранный корпус вакуумного усилителя
    Стрелкой обозначено место повреждения манжеты
  8. Производим замену неисправных деталей. Манжету меняем в любом случае, так как именно она в большинстве случаев становится причиной неисправности ВУТ.Замена манжеты
    Для снятия манжеты ее необходимо поддеть отверткой и сильно потянуть на себя
  9. После замены производим сборку устройства.
  10. Завальцовываем края корпуса при помощи отвёртки, пассатижей и молотка.

Как проверить работоспособность ВУТ

Если по характерным признакам было выявлено, что работоспособность ВУТ нарушена, необходимо выполнить проверку и определить, в чём именно заключается неисправность. Для диагностики усилителя тормозов в демонтаже нет необходимости.

Проверка усилителя на герметичность

Суть процесса состоит из следующих шагов:

  1. Ставим машину на ручной тормоз.
  2. На заглушённом моторе нажимаем несколько раз педаль тормоза и при последнем надавливании фиксируем её в среднем положении.
  3. Убираем ногу с педали и запускаем двигатель. При исправном усилителе педаль должна немного переместиться вниз.
  4. Если смещение не произошло, то глушим силовой агрегат и осматриваем фланец обратного клапана усилителя, а также сам соединительный шланг. При обнаружении повреждений производим замену изношенных деталей.Обратный клапан
  5. Проверяем резиновый шланг со стороны коллектора. Если требуется, подтягиваем хомут.Фиксация шланга
  6. Если машина тормозит самопроизвольно, проверяем уплотнитель хвостовика следящего клапана, для чего отодвигаем ковёр пола возле педального узла и находим место фиксации усилителя. Визуально осматриваем состояние защитного элемента. Если последний присосан, то усилитель не функционирует.
  7. Сдвигаем колпачок максимально вверх, обеспечивая доступ к хвостовику.
  8. Заводим мотор и раскачиваем хвостовик вправо и влево по горизонтали, при этом слушаем, нет ли посторонних звуков. Если появляется шипение, значит, ВУТ разгерметизирован и требует ремонта или замены.Проверка усилителя

Проверка обратного клапана

Диагностика обратного клапана осуществляется с применением резиновой груши и шлицевой отвёртки. Процедура сводится к следующим действиям:

  1. Ослабив хомут, стягиваем с клапана подводящий шланг.Снятие шланга
  2. Демонтируем клапан из корпуса усилителя.Демонтаж клапана
  3. Надеваем на штуцер клапана грушу и сдавливаем её. При рабочем клапане груша останется сжатой. В противном случае проверяемый элемент нуждается в замене.Проверка клапана

Видео: проверка вакуумного усилителя тормозов на «классике»

Что делать с неисправным устройством

Теперь мы узнали, как проверить усилитель тормозов. Что предпринять дальше? На станции технического обслуживания вам, вероятнее всего заявят, что эту систему целесообразнее поменять на новую. Но неисправное устройство можно либо отремонтировать и отрегулировать, либо в процессе реконструкции заменить некоторые компоненты. И лишь в особых ситуациях замене подлежит весь механизм.

Разобранный вакуумный усилитель тормозовРазобранный вакуумный усилитель тормозов

Вакуумный усилитель тормозов в разборе  

Регулировка и ремонт

В ходе регулировки вакуумного помощника производится наладка свободного движения педали тормоза. Для корректного его выставления подгоняем длину штока. Используя регулировочный болт, проверяем зазор/выступ. Важно правильно настроить положение самого болта – это позволит найти точное мгновение открытия/закрытия клапанов.

Ремонт и замена

Негерметичный шланг в автомашине с бензиновым ДВС или насос в дизельном авто нужно поменять. Если ослаблены держатели, их необходимо затянуть. Если износились резиновые прокладки обратного клапана, используем ремонтный набор, предварительно убедившись, что проблема только в них, а другие компоненты ВУТ не повреждены. В принципе, обратный клапан можно заменить на новый, так как стоит он относительно недорого, а его ремонт достаточно трудоемкий.

С более серьезными проблемами, которые обнаружила проверка узла, необходимо обращаться к специалистам. Потратив какую-то денежную сумму, вы будете уверены в безопасности своей и пассажиров. Кроме того, после реконструкции нужно сделать синхронизацию колес при замедлении движения, проверить антиблокировочную систему и систему курсовой устойчивости. А это проводится на стенде диагностики с применением специальных технических средств.

Регулировка свободного хода педали тормоза и выступания штока усилителя

Перед установкой главного цилиндра тормозов в обязательном порядке следует произвести регулировку свободного хода педали и выступания штока ВУТ. Это необходимо для того, чтобы убрать лишний люфт и точно подогнать длину штока под поршень ГТЦ.

Инструменты:

  • ключ на «19»;
  • пассатижи;
  • ключ на «7»;
  • линейка или штангенциркуль;
  • маркер.

Порядок регулировочных работ:

  1. В салоне машины устанавливаем линейку рядом с тормозной педалью.
  2. При выключенном двигателе нажимаем на педаль до упора 2–3 раза.
  3. Отпускаем педаль, ждём, когда она вернётся в исходное положение. Делаем на линейке отметку при помощи маркера.Замер свободного хода педали тормоза
    Свободный ход — это расстояние от верхнего положения до положения, при котором педаль начинает нажиматься с усилием
  4. Ещё раз жмём на педаль, но не до конца, а до появления ощутимого сопротивления. Отмечаем маркером это положение.
  5. Оцениваем свободный ход педали. Он должен составлять 3–5 мм.
  6. Если амплитуда движения педали не соответствует указанным показателям, увеличиваем или уменьшаем её путём вращения выключателя стоп-сигнала при помощи ключа на «19».Выключатель стоп-сигнала
    Для изменения свободного хода педали необходимо провернуть выключатель в ту или иную сторону
  7. Переходим к моторному отсеку.
  8. Используя линейку, а лучше штангенциркуль, измеряем величину выступания штока вакуумного усилителя. Он должен составлять 1,05–1,25 мм.Замер величины выступания штока
    Шток должен выступать на 1,05–1,25 мм
  9. Если замеры показали несоответствие выступания указанным показателям, производим регулировку штока. Для этого пассатижами придерживаем сам шток, а его головку проворачиваем в ту или иную сторону ключом на «7».Регулировка выступания штока
    Регулировка выступания штока осуществляется путем вращения его головки ключом на «7»
  10. По окончании регулировки устанавливаем ГТЦ.

Будущее уже здесь

Самым последним созданным устройством является электромеханический усилитель iBooster от компании Bosch, он отвечает современным требованиям и может применяться в любых автомобилях. Особенно хорошо подходит для электромобилей и авто с системами автономного управления.


Электронный iBooster компании Bosch

Управляется собственным электронным блоком связанным с другими электронными системами, но при этом имеет прямую связь педали с тормозным цилиндром. Скорость работы iBooster очень высока, например он замедляет автомобиль в три раза быстрее чем система ESP.

Каждый из этих усилителей имеет свои достоинства и у производителей есть выбор, но прогресс требователен и скорее всего простые механизмы будут вытеснять более современные и производительные системы такие как iBooster.

Ошибка p1479

У современных автомобилей, оборудованных электронным блоком управления (ЭБУ) зачастую в памяти устройства формируется ошибка с кодом p1479 — “Вакуумная система усилителя тормозов механическая неисправность”. Сталкиваются с ней владельцы самых разных автомобилей — Audi, Volkswagen (Touareg, Passat), Ford и других. Причина возникновения ошибки в блоке управления могут быть самыми разными. Например, при подсасывании воздуха в шланге между впускным коллектором и непосредственно вакуумным усилителем тормозов.

Еще один распространенный вариант — результат замера величины вакуума датчиком разрежения. В частности, она возникает, если внутри вакуумного усилителя и/или его трубок появляется влага. Решение заключается в чистке и осушке трубок, в редких случаях — замена самого датчика.

Также имеет смысл проверить целостность предохранителя, идущего от управления до датчика. У каждой машины будет своя электросхема, поэтому в рамках данного материала конкретную информацию привести невозможно.

Еще вариант — работоспособность электровакуумного насоса. В частности его электродвигателя, крыльчатки, подшипников, крепления, колодки подключения, а также реле и предохранителя.

Советы по ремонту вакуумных шлангов

Работа с поврежденными вакуумными шлангами не обязательно означает, что вам необходимо заменить их. Часто вакуумный шланг требует простого ремонта, который может занять пару минут или около того.

  • Вы можете отремонтировать поврежденный конец вакуумного шланга за минуту. В большинстве случаев вы можете обрезать примерно сантиметр на конце и снова подсоединить шланг.
  • Будьте осторожны, когда имеете дело с повреждениями, расположенными между концами вакуумного шланга. Если вам просто нужно отремонтировать маленькое отверстие менее чем на полдюйма, вырежьте поврежденную область и используйте штуцер, чтобы снова соединить две детали.
  • Во избежание путаницы ремонтируйте один вакуумный шланг за раз. Некоторые автомобили, особенно азиатских брендов, поставляются с несколькими вакуумными шлангами, что может затруднить ремонт, когда они соединяются различными способами. В этих случаях вы можете найти 1-, 2-, 3-, 4-контактные и коленчатые разъемы, чтобы справиться практически с любым видом прокладки и ремонта шланга.
  • Всегда маркируйте шланги и их соответствующие соединители или фитинги, чтобы заново установить отремонтированные или новые шланги в соответствующие фитинги.
  • Если вы найдете один или несколько отсоединенных шлангов, используйте диаграмму вакуума для повторного подключения шланга к правильному фитингу.
  • После ремонта проложите и закрепите вакуумный шланг вдали от горячих поверхностей и движущихся компонентов.
  • Всегда заменяйте вакуумный шланг на один и тот же диаметр и длину и для предполагаемого применения (PCV, усилитель тормозов или обычный вакуум).

Мой двигатель пропускает зажигание, когда я нажимаю на педаль тормоза

Внутренняя утечка тормозного усилителя может проявиться через пропуски зажигания в двигателе .

Если внутренний клапан или диафрагма вышли из строя, это может привести к ухудшению соотношения воздух / топливо и пропуску зажигания при нажатии на педаль тормоза, обычно на холостом ходу.

Если вы знаете, что вакуумный шланг, обратный клапан и фитинг впускного коллектора находятся в хорошем состоянии, используйте этот простой тест, чтобы проверить, происходит ли пропуск зажигания из усилителя тормозов:

  1. Запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу.
  2. Включите стояночный тормоз.
  3. Накройте часть шланга тряпкой.
  4. Попросите помощника нажать педаль тормоза.
  5. Отсоедините шланг с помощью плоскогубцев, используя тряпку в качестве протектора, чтобы предотвратить повреждение шланга.

Если работа двигателя на холостом ходу сглаживается и пропуски зажигания прекращаются, усилитель тормозов вызывает пропуски зажигания и требует замены.

Вы можете использовать вакуумметр, чтобы проверить уровень вакуума в двигателе усилителя тормозов.

Что делать с неисправным устройством?

Вариантов, как обычно, два: ремонт и замена. Их выбор зависит от степени повреждений ВУТ. Для их устранения нужно хорошо знать устройство усилителя и иметь в гараже подходящий к конкретной модели устройства ремонтный комплект. 

Если вакуумный усилитель откажет, придётся тратить больше усилий, чтобы затормозить, к тому же реакция тормозной системы будет очень медленной. В некоторых ситуациях это может привести к аварии, поэтому при наблюдении признаков неисправности ВУТ следует заменить его. Отметим, что в домашних условиях пытаться привести усилитель в рабочее состояние без специального комплекта запчастей и инструментов нет смысла.

Роль вакуумного усилителя в тормозной системе

Вакуумный усилитель тормозов (он же – вакуумник и ВУТ) способен в 3-5 раз повысить усилие, которое прилагает водитель ногой на тормозную педаль, что и обеспечивает комфортное управление тормозной системой.

Без этого узла эффективно совершать замедление и остановку авто невозможно по той простой причине, что прижать колодки тормозных механизмов одним только усилием ноги достаточно сложно.

А это уже грозит безопасности движения, поскольку водитель может неправильно оценить обстановку и своевременно принять меры для остановки.

Почему ВУТ выходит из строя?

При поломке ВУТ тормозная система сохраняет работоспособность, но выжать педаль оказывается сложно. Типичных причин выхода механизма из строя две:потеря герметичности камер / трубок и порча обратного клапана.

Особый шланг соединяет вакуумник с впускным коллектором автомобиля, от которого в большинстве случаев он получает разряжение. На некоторые модели усилителя ставят дополнительный насос. Но всё же основную часть энергии ВУТ берёт от коллектора. Поэтому, если трубка обрывается или её соединения расслабляются, механизм перестаёт работать.

Источники


  • https://avto-idea.ru/remont/kak-proverit-vakuumnyy-usilitel-tormozov-svoimi-rukami/
  • https://tolkavto.ru/remont-i-obsluzhivanie/tormoznaya-sistema/kak-proverit-priznaki-neispravnosti-vakuumnogo-usilitelya-tormozov.html
  • https://RetroTruck.ru/obsluzhivanie-avto/kak-proverit-vakuum.html
  • https://avto-ritet.ru/sovety/kak-samostoyatelno-proverit-vakuumnyj-usilitel-tormozov.html
  • https://garrett-ace.ru/hodovaya-chast/kak-proverit-rabotu-vakuumnogo-usilitelya-tormozov.html
  • https://AutoManya.ru/remont/vakuumnyj-usilitel.html
  • https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/tormoza/vakuumnyy-usilitel-tormozov-vaz-2106.html
  • http://proinomarki.ru/proverka-i-remont-vakuumnogo-usilitelya-vaz-2106/
  • https://mashinapro.ru/1888-kak-proverit-vakuumnyy-usilitel-tormozov.html
  • https://prometey96.ru/remont/vakuumnyj-usilitel-tormozov.html

Оцените статью
Adblock
detector